Autovisit.RU // Статьи
Вы используете устаревший браузер. Настоятельно рекомендуем Вам выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Угон автомобилей на фоне кризиса

На фоне кризиса эксперты прогнозируют рост числа угонов автотранспорта. Причем основной добычей преступников станут машины эконом-класса, а сами угоны все чаще будут происходить в форме разбойных нападений. Специалисты советуют автовладельцам подготовиться к такому развитию событий.

5 февраля у судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга угнали Lexus RX-350 стоимостью 1 миллион 729 тысяч рублей. Несмотря на то, что автомобиль 2007 года выпуска был оборудован спутниковой сигнализацией, скрытой кнопкой подтверждения владельца, кнопкой тревоги и прочими “прибамбасами”, преступникам понадобилось не более 10 минут на то, чтобы угнать дорогую иномарку.

6 февраля, только в течение одного дня, в Петербурге было угнано 24 автомобиля, из которых только 2 – отечественного производства. Кроме того, милиционеры задержали сразу несколько воришек, пытавшихся “раздеть” машины во Фрунзенском и Адмиралтейском районах. И в этот же день, по информации нашего источника, при попытке угона был убит хозяин иномарки, который пытался самостоятельно разобраться с преступниками…

По статистике, в северной столице в течение суток совершается от 30 до 40 угонов автотранспорта. По данным 6-го отдела УГИБДД, во втором полугодии 2008 года в час в среднем угонялось по одному авто.

Причем, наметилась новая тенденция: если до недавнего времени угонщики предпочитали дорогие автомобили класса “люкс” или машины среднего ценового сегмента, то теперь их интересы смещаются к “бюджетным” машинам. Из-за снижения платежеспособности населения и других последствий кризиса преступники начнут угонять авто не под заказ, а на запчасти или даже для себя. Кстати, в Америке, например, автомобильные воры давно так и поступают.

“За 2007 год в США угнано автомобилей на 7,4 млрд долларов, – рассказывает генеральный директор компании “Меджик системс”, выпускающей противоугонные системы, Александр Мещерский. – Однако картина автоугонов в США и России до недавних пор кардинально различалась: в Америке угоняли преимущественно старые и не очень дорогие автомобили, а у нас – новые и дорогие”.

Специалист объясняет, почему: типичный американский угонщик – это безработный или бедняк, который тащит автомобили для себя или своих родственников и не утруждается взломом сложных противоугонных систем, которые стоят на новых престижных авто. В России – наоборот. У нас чаще всего угоняют автомобили под заказ, а потому наши угонщики более профессиональны – им есть за что “работать”.

Еще один любопытный факт: в США обычные противоугонные системы отлично справляются со своей задачей и, как правило, то, что на машине стоит, то ее и охраняет с высокой степенью надежности. Тогда как у нас статистика свидетельствует: большинство самых популярных противоугонных систем достаточно легко отключить, вскрыть или обойти. И это при том, что системы российского производства, по оценкам экспертов, качественнее иностранных. Так в чем же дело?

Специалисты объясняют это… психологией потребителя. Дело в том, что у производителя и потребителя – разная информация о продукте. Покупатели, обычно, ориентируется на цену и внешний вид системы, и получается, что все усилия производителя создать что-нибудь “этакое” – пропадают впустую.

“Поскольку большинство потребителей, зная по оценке СМИ, по отзывам знакомых о якобы слабой надежности систем защиты, предпочитают не тратиться и покупают систему средней ценовой группы, то и производителям ничего не остается, как волей-неволей пойти им навстречу, то есть выпускать массовый продукт с низкой себестоимостью и средней ценой, – говорит Александр Мещерский. – Отсюда вывод: массовое производство систем с низкой угоностойкостью вытесняет качественные дорогие охранные комплексы”.

По данным исследований, 95% противоугонных систем подвержены взлому. Неудивительно, что при таких показателях лишь около 4% российских автовладельцев верят в надежность подобной защиты своего автомобиля.

Впрочем, как говорится, возможны варианты. Гендиректор компании “Аларм” Виталий Брянцев считает, что эффективность защитного комплекса не слишком зависит от его цены. Гораздо важнее – комплексная защита автомобиля. Логика проста: чем больше защитных систем – тем больше времени понадобится преступнику на их нейтрализацию. Установлено, что большинство обычных воришек бросают свою затею, если автомобиль не удается угнать в течение первых 6 минут. Представитель “Аларма” ратует за принцип “бутерброда”, когда охранные комплексы ставятся на все, куда только можно.

Устанавливать в автомобиле именно комплекс защитных систем (звуковая сигнализация, система спутникового оповещения, различные механические приспособления, “секретки” и пр.) советуют практически все производители, а также представители правоохранительных органов. Правда, не следует забывать – стоимость всех этих “наворотов” может быть сопоставима со стоимостью самого автомобиля.

“100-процентно безопасной и надежной техники быть не может, но надо к этому стремиться, – говорит директор Северо-Западного филиала ГК “Аркан” Александр Юшин. – Причем, даже очень хорошая техника все равно не всегда гарантирует защиту. Вот мы, например, 5 лет назад очень серьезно вложились в разработку неугоняемой системы. Она действительно первое время была таковой, мы это даже в рекламных роликах подчеркивали. Однако постепенно и ее начали вскрывать. В итоге в одном из салонов мы нашли автомобиль с нашей системой, полностью подготовленный к угону. Так что, простой человеческий фактор – и вся техника оказывается бесполезной”.

Для большей надежности мер по охране автомобиля некоторые специалисты предлагают использовать принцип “капусты”, то есть послойной системы разных степеней защиты: если один “слой” угонщик вскроет, включается второй, третий… Впрочем, другие эксперты считают этот путь дорогостоящим и не слишком действенным. Тот же Александр Мещерский полагает, что гораздо эффективнее выбрать для защиты именно то, что нужно в данной ситуации и применимо к конкретному владельцу и его автомобилю.

И еще один важный принцип, пропагандируемый профессионалами: разумный компромисс между сложностью охранной системы и удобством ее использования. Например, Александр Юшин считает, что слишком сложную систему покупатели не берут – просто не хотят “заморачиваться”. А некоторые упрощают себе жизнь настолько, что даже оставляют ключи в “бардачке”. Правда, потом оказывается, что жизнь себе они изрядно усложнили…

Любопытную оценку перспективам ситуации с угонами дает председатель общественного Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов. Он уверяет, что в 2008 году в Санкт-Петербурге, по сравнению с 2007 годом, угонов стало меньше, причем даже называет цифру: на полторы тысячи. Эксперт связывает это с нестандартными, по его словам, методами поиска угнанных авто.

Например, один из наиболее часто угоняемых автомобилей (как правило, на запчасти) “Шевроле-Нива” сотрудники ГИБДД держат под особым контролем, проводя детальную фотосъемку этих машин и тщательно сверяя все идентификационные номера при постановке любого автомобиля такой марки на учет. Эффективен, по мнению Холодова, также метод анализа информации от страховых компаний по поводу возмещения стоимости машины в связи с ее полной утратой.

Про прочие методы Холодов предпочел не распространяться, однако в качестве заслуживающего внимания примера привел практику автоклуба города Апатиты: там благодаря своеобразной игре “найди автомобиль” с помощью sms-сообщений членов клуба о конкретной пропавшей машине удалось свести угоны автотранспорта почти к нулю. Понятно, что в многомиллионном Санкт-Петербурге такая практика вряд ли сработает аналогичным образом, но почему бы не задействовать все варианты?

По мнению Холодова, финансовый кризис вынудит автоугонщиков сменить приоритеты и начать угонять недорогие машины – в первую очередь, для продажи на запчасти. Правозащитник уверен, что кризис также повлечет многочисленные случаи страхового мошенничества. У водителей, застраховавших свое авто в валюте, будет соблазн получить страховую выплату в выгодном пересчете на подешевевшие рубли.

Кроме того, считает руководитель Комитета защиты прав автомобилистов, в северной столице скоро будут популярны “московские” силовые методы угона: выкидывание владельца из машины, усыпление его с помощью хлороформа, кражи с платных стоянок, поскольку в последнем случае крайне редко бывает, чтобы охранники действительно несли материальную ответственность за охраняемые объекты. Такой экзотический вариант, как угон с помощью эвакуатора, в Санкт-Петербурге пока непопулярен. “Это уж совсем экзотика или очень дорогостоящий заказ, какие все-таки бывают нечасто”, – комментирует представитель ассистанской компании “ЛАТ” Алексей Дружинин.

Силовой захват или тонкий взлом сложнейших электронных систем, разбор авто на запчасти или тупое выбивание окна – в любом случае эксперты однозначно приходят к мысли, что интерес преступников сместится на машины бюджетной категории. Поэтому и производители охранных систем перестраиваются и даже не скрывают, что будут демпинговать. “Все готовятся к демпингу, – говорит руководитель Северо-Западного “Аркана” Александр Юшин. – Готовим антикризисные системы, оборудование. Востребованность недорогих систем будет расти. И мы готовы идти в нижний ценовой сегмент”.

Впрочем, специалисты дружно отмечают еще одно важнейшее слагаемое надежной защиты: собственно, реагирование на угон. Если подобной системы нет, то никакие самые сложные противоугонные системы не спасут авто, а то и усугубят ущерб. К примеру, при угоне от жилого дома злоумышленники нередко блокируют дверь подъезда, и хозяину остается просто ждать, когда вместо своего “железного коня” он обнаружит его “подковы”. А в худшем варианте – владелец сам становится жертвой.

Однако, в целом специалисты оптимизма не теряют. За угон в ближайшее время законодатели обещают давать преступникам уже более весомые сроки, и шансы защитить свою собственность хоть “бутербродом”, хоть “капустой”, а хотя бы и установкой морского ревуна в кабине, еще есть.

Автор: www.rosbalt.ru
Дата публикации: 15 июня 2010
Просмотров: 1891